Святые места земли Олонецкой

Представить трудно, что земля олонецкая когда-то славилась духовными обителями. Многие искали и находили здесь душевное уединение, место духовного успокоения и самосозерцания. В лесной край, к светлой глади озер и тихих речек устремились Андриан Андрусовский, Александр Свирский, Афанасий Сяндебский, Геннадий и Никифор Важеозерские. Наши родные олонецкие места в те далекие годы стали для них приютом мысли и уединенного чувства. Можно только дивиться, сколько сил, мучительных страданий приложили монахи-странники, чтобы успокоиться душой на нашей земле. Они, духовные искатели, пришли сюда в поисках единства с Богом.

Так возникли Александро-Свирский монастырь, Андрусова пустынь, Афанасьево-Сяндебская пустынь, Задне-Никифоровская пустынь (ныне возрождающийся Важеозерский монастырь). Их история - история нашего края, земли олонецкой...

 

Свирская обитель

Родиной основателя Свирской обители Преподобного Александра было небольшое селение Мандера на берегу реки Оять, которое давно уже не существует. Дата рождения Преподобного Александра - далекий от нас XV век, год 1448. При крещении ему было дано имя Аммос. Надо сказать, уже с детских лет была заметна в нем особенная любовь к аскетизму и подвижничеству, и уже тогда он подвергал себя таким строгим подвигам воздержания, что родители его, Стефан и Васса, удивлялись и немало даже скорбели за него. А когда они уже думали о невесте для сына, Аммос решился совсем покинуть мир и посвятить себя монашеской жизни. Случай к этому вскоре представился. На реку Оять иногда приходили валаамские монахи для покупки необходимых вещей, и, встретившись однажды с ними, Аммос успел узнать от них о монастырской жизни на Валааме и расспросил у них дорогу туда. Под предлогом какой-то нужды посетить ближайшие деревни он распростился с родителями и с небольшим запасом хлеба отправился на Валаам. Путь на желанный остров был неблизкий, и ему пришлось заночевать в лесу, недалеко от реки Свирь, на том месте, где впоследствии основана была им Свирская обитель. В душе у Аммоса был Валаам, а в сердце – Бог.

Во время сна Бог открыл ему в видении, что на месте этом будет обитель, им основанная, что много людей получат через нее спасение. Достигнув заветной цели – Валаама, Аммосу пришлось довольно долго уверять игумена монастыря в серьезности своего намерения о принятии его в число братства и о пострижении в монашество. Жизнь на острове была полна трудностей и лишений, но молодой человек был готов к этому, и вскоре был пострижен в монашество с именем Александр.

Годы, проведенные на Валааме, были годами неустанных трудов и монастырского послушания. Удаление Преподобного Александра из Валаамского монастыря и поселение его на берегах Свири относится к 1485 году. С этого-то времени, собственно, и начинается история Свирского монастыря.

Придя на указанное Богом место, Преподобный Александр устроил для своего жилища убогую хижину в шести верстах от Свири. Постепенно слух о дивном пустынножителе распространился далеко, к нему стали приходить люди, ищущие спасения. Число братии стало увеличиваться. После этого Преподобный Александр решился положить начало правильно организованной обители и стал заботиться об устройстве общего братского помещения, общей братской трапезы, а вместе с тем об устройстве новой церкви во имя Святой Троицы. Эта церковь была первая и единственная каменная церковь во всем Олонецком крае. К началу XVII столетия, благодаря щедрым приношениям разных лиц (преимущественно московских бояр) и многим привилегиям и льготам, оказанным царями, Свирский монастырь сделался одним из богатейших монастырей. Свои приношения монастырю давали родоначальник царствующею дома - Михаил Федорович Романов, царь Иоанн Васильевич Грозный, особенное pacположение к Свирскому монастырю было у Бориса Годунова и его семейства, они ежегодно присылали и привозили щедрые подарки. Список этот можно продолжить и встретить множество знакомых фамилий - это князь Федор Волконский, комендант Иван Татищев, князь Федор Данилевский, а также Милославские, Нарышкины, Одоевские, Оболенские, Пушкины, Трубецкие.

Святой обители на своем веку пришлось испытать тяжкие невзгоды, которые послужили ее материальному разорению. Это и польские набеги в 1612 году, известные в монастырских актах под именем литовского разорения, и последующие набеги, и разорение монастыря после революции.

 

Андрусова пустынь

Богатство, которого так часто люди добиваются нечестными средствами, счастья не даст. И благо тем, кто не увлекается им.

Святой основатель Андрусовой пустыни в миру назывался Андреем, происходил из дворянского рода Завалишиных и был царедворцем царя и Великою князя Иоанна III Васильевича.

Проживая по воле Государя своего в Обонежской пятине - Олонецком крае, близ Ладожскою озера, в родовой отчине, Андрей часто с дружиною своею ходил на звериную ловлю в дремучие леса этого края. Здесь, в густой чаще леса, в месте, где, казалось, от века не была нога человеческая, увидал он убогую хижину (1494 г.). Это была незабываемая встреча с Преподобным Александром Свирским, встреча, круто изменившая жизнь царедворца Андрея Завалишина. Беседы со старцем глубоко тронули его душу, и после встречи Андрей оставил славу, могущество и сан, облекся в одежду нищеты и смирился, и ушел в Валаамскую обитель, где сподобился великого ангельского образа и наречен был Андрианом.

Желая быть последователем Александра, Андриан после нескольких лет пребывания на Валааме, испросив благословение валаамских старцев, удалился на восточный берег Ладоги, избрал уединенное место и поселился там на пустынножитие.

Но «не может град укрыться, вверху горы стойя» - и подвижническая жизнь Андриана не утаилась: она собрала к отшельнику много учеников и подражателей. Соорудились две церкви: во имя Пресвятой Богородицы, славного ее Введения во храм и Святителя Николая.

Таким образом, обитель получила начало, и по имени своего основателя названа Андрусовой.

Есть местное предание, что в первое время своей жизни в пустыни Преподобный Андриан встретил разбойников с островов Сала и Сторожевского. Они грабили суда на Ладоге и не ладили друг с другом из-за зависти. Разбойников очень беспокоило то, что к Адриану собираются люди.

Но беседы Андриана с разбойниками возымели силу, и оба, оставив разбойничий промысел, посвятили себя служению Богу.

Слух об Андрусовой пустыни дошел до царя, и великим царским указом были даны средства для пустыни.

Это-то и позвало основателя в Москву. А в царь-граде был дан царский указ: «не пускать в град Москов монахов во избежание несчастливых родов царицы Анастасии Романовны».

В ночь на 1 августа 1549 года царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель велел немедленно привести с улицы первого встречного. И первым встретился престарелый инок! Это был святой Андриан бывший царедворец. Царь разумел в этом событии волю Божию. И преподобный Андриан крестил дочь царя Иоанна Васильевича - царевну Анну.

Нa обратном пути из Москвы старцу суждено было принять мученическую смерть. Крестьяне селения Обжа, проведав о милостивом приеме старца царем, умыслили овладеть царскими дарами. 15 мая 1550 года, в дремучем лесу, близ селения Обжа, крестьяне напали на старца и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Но обманулись они в своих ожиданиях, не было царских даров.

Два года в неизвестности ждали братья своего старца И в одну из ночей приснился он нескольким отшельникам, поведал о своей страдальческой кончине, указал место своего погребения и даже назначил путеводитель к временной могиле: белый конь земледельца должен был привести к ней.

Встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, отпрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней, и где она остановится, там и искали кости его...

Так и сделали. Лошадь привела их к его могиле. Останки святого были перенесены в пустынь и преданы земле возле северной стены церкви Святителя Николая, где впоследствии над гробом была сооружена часовня, а в 1827 году - соборный храм Введения Пресвятой Богородицы.

За годы существования много претерпела пустынь. Была разорена, а в 1808 году началось восстановление церквей при содействии и деньгами купцов Семена Федоровича Чусова и Андрея Сергеевича Сергеева.

8 августа 1819 года возрождающуюся Андрусову пустынь посетил император Александр Павлович. Сопровождал его крестьянин деревни Большаково Ермолай Маниев.

На месте гибели Преподобного Андриана, близ Обжи, в 1873 году была поставлена часовня, по размеру и внешнему виду подобная небольшой церкви, с колокольнею. «За алтарем видны несколько холмиков. Под одним из них почил любитель безмолвия, добродетельный старец-схимонах здешней обители Евфимий, тут же под другим холмиком, погребен ученый Архимандрит Гедеон, совершивший плавание вокруг света на корабле «Нева» (1803-1806 годах). Некоторое время он начальствовал духовною миссиею в бывших русских владениях в Америке и был очевидцем высоких христианских добродетелей Валаамских старцев, проповедовавших диким сынам Нового Света Веру в Христа Спасителя. По возвращении в отечество он занимал разные портные должности, наконец, просвещенным умом своим и благочестивым сердцем уразумил тщету земной славы и возжелал жития пустынного», - читаем мы в описании Андрусовой пустыни.

Такова история Андрусовской пустыни, от которой ныне остался только указатель на дороге в поселке Ильинский, где написано: «Андрусово-12».

 

Афанасиево-Сяндебская пустынь 

Афанасиево-Сяндебская пустынь была основана в XVI столетии. Располагалась она на перешейке двух озер: Сяндебского и Рошинского, в 22-х верстах от Олонца. Основатель обители - Преподобный Афанасий Сяндебский был одним из самых юных по возрасту учеников Преподобного Александра Свирского, но по своему духовному преуспеянию опережал многих.

После смерти Александра Афанасий ушел было на место прежней своей обители, но вскоре возвратился в Свирскую обитель, где некоторое время был игуменом ее. Однако склонность к уединению и любовь к суровым подвигам влекли его в пустынь, и он вскоре снова ушел туда. По истечении некоторого времени устроил целую обитель, исхлопотав землю и угодья для ее содержания, обустроив храм и кельи.

В глубокой старости, во второй половине XVI века Преподобный Афанасий скончался, оставив навеки светлую память о себе. Сяндебская обитель много позже смерти Преподобного Афанасия, в 1764 году, была закрыта.

В 1820 году церковь обители сгорела. При ее восстановлении обнаружилась слава Преподобного Афанасия. Мощи его, разрешительная грамота, шерстяные четки, не говоря уже об одежде, были не тронуты тленом. В честь этого события и стали чтить память Преподобного Афанасия 2 мая.

О судьбе обители после смерти ее святого основателя почти ничего нельзя сказать. Восстановленная, но крайне скудная своими строениями, она была приписана к Андрусовой пустыни и просуществовала некоторое время перед обращением ее в женский монастырь, недостигнув самостоятельного процветания и благоустройства.

В 1909 году святейшим Синодом Афанасиево-Сяндебская пустынь обращена в женский монастырь с тем намерением, чтобы ее жительницы «были добрыми инокинями и просветительницами окрестного карельского населения». К тому времени материальное положение обители было уже крайне стесненным. Здания ветхи, требовали основательной починки и переделки, как снаружи, так и внутри. Как долго смог просуществовать этот монастырь, мы, к сожалению, не знаем..

 

Важеозерский монастырь

В очерке П. Ягодкина «Задне-Никифоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда», написанном в 1901 году, мы читаем: «На Петербургском почтовом тракте, в 100 верстах от Петрозаводска и в 50-ти от Олонца на 7-й версте от Коткозерской станции, у самой окраины леса одиноко стоит деревянная часовня, указывающая путь к Задне-Никифоровской пустыни. Извилистая и неровная дорога, на протяжении 11 верст от часовни, проложена в восточном направлении, выходя из леса к монастырской мельнице у истока реки Важинки из Важ-oзepa. Обширная и живописная панорама, окаймленная лесами, развертывается отсюда на расчищенную поляну и долину Важ-озера, на южном холмистом берегу которого расположен монастырь».

Основание же обители Преподобных Никифора и Геннадия, Важеозерских чудотворцев, относится к началу XVI века. Один из учеников Преподобного Александра Свирского, по имени Геннадий, дал обет послушания и, получив благословение, уединился на Важ-озеро. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келью-пещеру и прожил до конца своей жизни одиноким отшельником. Только под конец жизни позволил поселиться возле себя другим отшельникам. Преподобный Геннадий перед кончиною предсказал, что на этом месте будет построен храм. И действительно: лет 15 спустя предсказание это сбылось.

Другой святой Задне-Никифоровской пустыни, Преподобный Никифор, родился в благочестивой крестьянской семье, проживавшей в Важинском погосте Олонцекой области, близ реки Свири, в верстах 50-ти от города Олонца. В 1510 году покинул родительский дом и прибыл в Александра Свирского обитель, где принял благословение Преподобного Александра Затем отправился в Киев, на поклонение святым печерским угодникам, где просил наставить его и указать место основания обители. Мысли привели его на родину, наберет Важ-озера. И здесь, в 1530 году, расчистив от леса и осушив от болот достаточное место, Никифор постепенно устроил общежительный монастырь и соорудил деревянную церковь во имя Преображения Господня, поставил 10 келий для братии и испросил царскую грамоту во владение землею.

В грамоте 9 марта 1557 года на имя игумена Никифора указано; «владеть землею вокруг монастыря на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот и глыб...».

Установив в обители строгий внутренний порядок и приведя ее в полное благоустройство. Преподобный Никифор тихо скончался 9 февраля после 1557 года.

Сегодня, к великой радости всех православных людей, возрождается Важеозерский монастырь, расположенный на территории Интерпоселка. Конечно, путь к настоящему возрождению предстоит долгий и трудный, а знакомясь с уникальными материалами об этом монастыре, убеждаешься, что в его истории было много несчастий и горестных дней.

В обители находили приют и общую трапезу десятки и сотни богомольцев. Сегодня вряд ли кто знает, что в 1892 году, когда окончательно была достроена в пустыни заложенная на месте сгоревшей деревянная церковь в честь Преображения Господня, летом, 19 июля, она была освящена специально прибывшим для этой цели св. Иоанном Кронштадтским. Происходило это при огромном стечении народа.

Если попытаться проследить основные важные вехи в истории обители, то нельзя не вспомнить, что в начале XVII века бродившие везде шайки поляков и литовцев опустошили и эту обитель, иноков разогнали, а все имущество разграбили. Но, когда опасность миновала, обитель снова была восстановлена, хотя долгое время не имела, своего самостоятельного существования и управления. Под управлением свирских настоятелей она оставалась до 1846 года. В этом году стараниями и по ходатайству великого подвижника и мудрого старца отца Исайи из Священного Синода был получен указ о возведении пустыни в степень самостоятельной обители.

В 1854 году получено было разрешение построить для пустыни новый каменный храм, который «спустя два года и был воздвигнут усердием и трудами строителя, иеромонаха Даниила, на месте деревянной часовни над мощами Преподобных Никифора и Геннадия.

Через 29 лет пустынь постигло ужасное несчастье — страшный пожар, в самое короткое время опустошивший все строения ее. Настоятель монастыря, отец Вениамин с братиею сделали все возможное, и каменная церковь Всех Святых была восстановлена и в 1886 году освящена. С разных мест шли пожертвования, церковный и монастырский инвентарь восполнялся, и пустынь быстро обустраивалась, лесные материалы в необходимом количестве отпускались Управлением Государственными Имуществами.

Знакомясь с материалами по истории Важеозерского монастыря, приходишь к мысли, насколько продуманной, обустроенной была жизнь обители. На ее территории находилась гостиница с восемью номерами для прибывающих богомольцев и странников. Номера меблированы, снабжены самоварами и посудою в достаточном количестве, очень светлые и теплые. Через дорогу, напротив гостиницы, — небольшой сад с кустами смородины, крыжовника, малины, вишни. По южному низменному берегу озера располагались хозяйственные постройки — небольшой скотный двор-коровник, где содержалось 30 голов рогатого скота. Совсем рядом были небольшая кузница, погреб и ледник. Имелась и небольшая мастерская, которая снабжена была разным инструментом — столярным, слесарным, кузнечным. При истоке реки Важеозерки, на левом берегу, поставлена была большая новая мельница, в один жернов, для перемола ржи как монастырской, так и крестьянской. Каждый год сеяли рожь, овес, ячмень, сажали картофель и почти все овощные культуры. А кроме этого, в парниках выводили семена для посадки в огород цветной капусты, салата, сельдерея, петрушки.

Тихо и мирно протекала иноческая жизнь — в посте, молитве и трудах, на лоне северной природы, вдали от соблазнов и суеты «мира сего».

Монастыри земли Олонецкой сыграли огромную роль в плане историко-художественного развития нашего края. Ведь именно в них развивалось книжное дело и иконописание. Они связали крепкими нитями Олонец с культурой близлежащих монастырей, с соседними городами и погостами.

 

Г. М. Федулова, Т. И. Бойкова