Сказители земли Олонецкой

 

Я слова слагаю в песню,

Я слова найду получше,

Чтоб поведать вам сегодня

О сказителях Олонца.

А крещены они были

Марфой, Пашей, Катериной

Жизнь тяжелую прожили.

И о том слагали песни,

И слезами их умыли.

 

Олонецкая земля. Земля карельского народа livgilaizin mua. Как щедры ее поля, леса, реки, озера! Они с благодарностью откликаются на человеческую заботу и ласку. И люди здесь испокон веков жили добрые и трудолюбивые, умевшие выстоять в горе и не потеряться в радости, ценившие родовые корни и поклонявшиеся родовым духам.

Изучая фольклорные традиции края, приходить к выводу, что и Олонецкая земля богата - сказителями, сказочниками, причитальщицами - все их руны, сказы и сказки, причитания - «преданья старины глубокой». Но в то же время - это рассказ об их жизни, в них, рунах, они выражали свое мироощущение.

И если руны «Калевалы» связаны с именем старого, мудрого Вяйнямейнена, то главным героем южнокарельских рун является Ильмойллинен - обратите внимание, что имя героя звучит мягче, без звука «эр». Главный герой наших рун - кузнец.

Фольклористы утверждают, что этому способствовало широкое распространение добычи и обработки железа именно среди южных карел. Кто же не знает, что Олонецкая земля славилась Тулмозермскими рудникахми, железоделательными и железоковательными заводами, изделия которых до сих пор хранятся во многих домах олончан.

Эпические песни, рассказывающие о кузнеце Ильмойллинене, записаны от Парасковьи Ивановны Анисимовой и Екатерины Григорьевны Гавриловой.

 Ой, же кузнец Ильмойллине,

 Выковавший небо Вселенной

 Наладивший небосвод

 Пришел он в свою кузницу.

 

Так начинает свою руну Парасковья Ивановна Анисимова - с первых строк представляя нам величие кузнеца. В ее песне Ильмойллинен предстает перед нами «добродетельным» кузнецом - умельцем, этаким Hurakazi-miehennu карельским Левшой, сумевшим

Из рубахи сделал кузницу,

Из портков - мехи,

Кулаки служили молотками,

Коленки наковальней.

Но в то же время он предстает перед нами добрым по характеру, не смотря на свой огненный, тяжелый труд.

Парасковья Ивановна Анисимова родилась в 1883 году в д. Верхняя Видлица. В 14 лет была отдана в услужение богатым людям в Царское село. Замуж выдали, когда не было еще и 17 лет, в д. Кукшегора. Она была неграмотной, но умудренной, со светлой, чистой душой. Роста была высокого, статная, с лучезарным взглядом ясных, из глубины светящихся глаз, излучающих нежность и доброту. До преклонных лет сохранившая обаяние и притягательность.

Даже с фотографии этой милой женщины, от ее взгляда, обращенного к нам, веет теплом, нежностью и, кажется, она готова все отдать, сделать все возможное и невозможное, но помочь и облегчить страдания, снять печали.

Парасковья Ивановна любила все живое - цветы, травы, деревья, животных, насекомых. Любила повторять: «Все живое должно жить. Красота учит людей доброте, помогает понять окружающий мир».

Она не просто любила, а уважала маленьких детей, даже младенца считала личностью. Боготворила беременных женщин и преклонялась перед ними, кстати сказать, была знатной повитухой в Кукшегоре и в близлежащих деревнях и с первого взгляда на будущую мать умела определить пол будущего ребенка. Стол в доме, печь, порог, хлев и баню считала святыми местами семейного рода.

А еще Прасковья Ивановна была всеведущей травницей, знала множество народных рецептов. По воспоминаниям внучки З. И. Рюкшиевой - сбор трав был настоящим праздником, сопровождавшимся особым ритуалом.

В дни сбора трав Парасковья Ивановна переодевалась во все чистое: белый платок повязывала на голову, передничек с кармашками, а внучкам повторяла - главное - чтобы душа в этот день была чистая, тихая, чтобы слышать о чем шепчутся травинки. Затем шла к роднику и будто омовение совершала и только после этого подходила к своим заветным местам. Она беседовала с каждой травкой, цветком, будто бы оправдывалась и извинялась за то, что срывает ее. Срывала бережно, чтобы не повредить корень и соседние растения. Обязательно читала молитву. Даже собирая грибы и ягоды, старалась их вычистить в лесу, чтобы не прерывать нить жизни этих растений, чтобы дети и правнуки могли пользоваться и радоваться дарам леса. Ее чистый грудной голос помнят те, кто общался с Парасковьей Ивановной. Она любила петь, умела причитать, сказывать руны и сказки - наверно, только у такого человека мог появиться добродетельный герой руны - Ильмойллинен.

В 1935 году Виктор Евсеев записал у Парасковьи Ивановны удивительную песнь «Маша узнает в женихе брата». Это песнь о трагической судьбе юноши, влюбленного в свою сестру.

Маша - дочь бедняка,

Есть для тебя другие.

Всех одинаково можешь полюбить

Эта Маша сестра тебе

На сестре нельзя жениться.

Песнь пронизана болью, в нее вложена человеческая трагедия, каких было и есть множество на земле. Исследователи относят эту песнь к предреволюционному периоду, когда история начала меняться, когда устойчивый уклад жизни начал рушиться.

Прасковья Ивановна была щедрой на доброту, ласку, к ней за советом приходили многие и уважали ее за мудрость, щедрость, бескорыстие.

Руна «Ильмойллинен сватается» записана и от Екатерины Григорьевны Гавриловой. В песне Екатерины Григорьевны кузнец Ильмойллинен предстает перед нами удалым, сильным, храбрым.

Вспахал он змеиное поле

И повернул огненную соху.

С необутыми ногам,

С руками без рукавиц

С непокрытой головушкой

He подпоясавшись поясом.

Здесь появляется, хотя и в конце руны, мотив об игре на кантеле и поется не только о мастерстве да удали искусного кователя Ильмойллинена, но и о рождении трех его сыновей.

Родилось у них три сына,

А сыновья были без имен

Ой, ты кузнец Илмойллине

Какие имена дадим сыновьям?

Одному дадим Шулкой-струна,

Другому дадим - Ривисунни

Третьему дадим - Кодипойга.

Ой, ты кузнец Илмойллине

Что же им дадим делать?

Шулкой - струне дадим

Певучие косточки из костей утки,

А Ривисунни дадим кантеле

из костей рыбы.

Кодипойге дадим звонкие

колокольчики из корней травы

Заканчивается руна тем, как умелы в игре на музыкальных инструментах сыновья Ильмойллина - завораживают своей игрой так, что все работы прекращаются в деревне. Впечатляет песнь Екатерины Григорьевны «Поиски гуся» - эта песнь о потере близкого, годного и невозможности его вернуть, даже если обойдешь весь свет.

Пошла я домой

Слеза катилась по дороге

Сама шла по земле. 

Интересна и трагична судьба этой женщины. Родилась она в 1888 году, в деревне Симон-наволок Видлицкой волости Олонецкого района, в бедной крестьянской семье. Песни и сказки усвоила еще в молодости, от бабушки и родителей, но был у Екатерины Григорьевны и свой дар. Это подтверждается сложенными ею песнями. «Видлицкий десант» - о трагедии 1919 года, разыгравшийся в селе Видлица, где у церкви были расстреляны местные коммунисты, крестьяне, возглавляемые М. Е. Розенштейном. Среди них был и муж Екатерины Григорьевны - М. Г. Гаврилов. Именно им, своим землякам и мужу посвятила сказительница песнь «Видлицкий десант».

Екатерина Григорьевна на протяжении 18 лет являлась делегаткой и членом сельсовета. Вступила в колхоз в самом начале коллективизации.

Трудилась. Годы Великой отечественной войны провела в эвакуации и после возвращения в родную деревню активно принялась за восстановление родного колхоза, но в память о Великой Отечественной она слагает «Сказание о партизанке Великой Отечественной войны Анастасии Звездиной».

В 1949 году Екатерина Григорьевна участвует в проведении 100-летнего юбилея полного издания «Калевалы» награждается Почетной Грамотой Верховного Совета Карело-финской ССР»

А в деревне Тарасово Обжанского сельского совета Олонецкого района, в 1875 году, в семье бедного крестьянина родилась девочка, и была крещена Марфой. С раннего детства работала в своем хозяйстве, была обучена не только традиционным женским делам, но умела коня запрячь, дом рубить, печи ставить и уже с 14 лет от роду рыбачила на Ладожском озере вместе с отцом.

В 22 года вышла замуж родила пятерых детей. Муж умер после долгой и тяжелой болезни в 1914 году. И вновь вся тяжесть деревенской жизни в большой семье ложится на ее женские плечи, на руках осталось пятеро детей. Но сумела вырастить всех. А в 1937 году были репрессированы три ее сына. Это был очередной удар судьбы. Но крепкая крестьянская закалка, щедрость и красота души этой женщины, помогли ей выдюжить это горе. А слагать и петь сказки и песни ее научили мастера, что красили - ремонтировали церковь Обжанскую. А потом уже и сама складывала о доле женской, о жизни, о радостях и горестях деревенских будней. Поучала дочь и сына «Живи хоть того тяжелее жизнь, а смерти от Бога жди».

От Марфы Матвеевны В. Евсеев в 1948 году записывает песнь (единственный вариант), где имя героя произносится, как Киллервой, когда как по «Калевале» оно нам известно, как Куллерво. Марфа Матвеевна передает нам историю Киллервы, который узнает о смерти всех своих родных. Не оставляют равнодушными читателей этические песни «Выкуп девушки» и «Василейне уезжает из дому». Обе эти песни из пережитого, из жизни.

А внучка Марфы Матвеевны, Анастасия Васильевна Демоева, ныне живущая в деревне Обжа, вспоминает, как бабушка пела им руну о сыне, кольце, оставленном им, как знаке о его здравии, о возвращении его домой и о том, как никто, из родных не признал в нем его. Анастасия Васильевна вспоминает, что бабушка со слезами на глазах пела эту печальную, длинную песню, а они, маленькие дети слушали ее тихий голос и плакали. А на свадьбах причитала, а при трудностях в жизни, когда беда и горе одолевали, брала хлеб, воду, завязывала в платочек и через болото шла помолиться, в Александра-Свирский монастырь.

Знала много сказок, пословиц, поговорок. Была глубоко верующей, доброй, не любила ссор. Дочка Марфы Матвеевны, Ищеева Анастасия Михайловна (с ней мы в июне 1999 года встречались, а в августе ее не стало).

Не от радости, я девушка

Сто песенок пою.

Свою досадушку гоняю

И себя повеселю.

Все они были участниками Всекарельской конференции сказителей и мастеров изобразительного искусства, проходившей в мае 1939 года в Петрозаводске.

Вот такие они, олонецкие сказительницы. Вглядываясь в их лица, обращаешь внимание на то, что все они схожи - Ирина Федосова, Мария Михеева, Марфа Патчиева, Парасковья Анисимова. Есть что-то в их лицах роднящее всех - может мудрость карельской женщины, ее материнская сила и любовь, безграничная забота обо всем и крепкая, вечная связь с землей-кормилицей, солнцем, дающим жизнь и бездонным небом, зовущим к себе, в вечность. А может, схожи они своим дарам, связующим звеном между прошлым и будущим.

Песни, сказки - записанные от них - ценнейшее наследие народной культуры. И мне хотелось рассказать всем, какие удивительные, духовно богатые это были люди, и жили они у нас, на нашей родной Олонецкой земле, в старых олонецких деревушках, неграмотные, не сумевшие получить образование, но мудрые и щедрые на добрые дела и нежные слова. У каждой из них своя судьба, но словно одна, на всех, настолько много в их жизни общего, пережитого.

Известно, что на Олонецкой земле были и другие сказители. Сегодня хочется назвать и их. Это А. Пашков из деревни Княщино и Н.Тухкина из деревни Ахпонова гора, Видлицкого сельского совета.

Анна Ивановна Демоева - деревня Верховье, мы восхищаемся меткостью пословиц и поговорок, записанных у Анны Ивановны, дай Бог ей здоровья на долгие годы, есть у нас и причитальщицы, ведь в олонецких деревнях считают, что без плача-причитания - грех хоронить умерших, но это уже другой разговор.

Сегодня, когда мы все чаще обращаемся к своей истории, к родным истокам, мы вспоминаем тех людей, кто щедро делился своим талантом, кто нес живой источник радости жизни. Сегодня, любуясь неповторимой красотой родного края, мы понимаем - это она, наша природа наградила их великим даром песнопений, обогатила их душу, ум неиссякаемой силой. Поэтому, проходят годы, а мы вновь и вновь возвращаемся к былому, вспоминаем их сказания, песни, отдаем дань признания их таланту и величию народной поэзии.

 

 

Федулова Г.М.