Экипажный промысел

Кустари

В Олонецком уезде 148 человек. Почти все кустари принадлежат к земледельческим семьям. Несеющих зарегистрировано 12 человек... В Олонецком уезде следующими ремеслами занимаются: кабриолетным - 4 чел., тарантасным - 2 чел, тележным - 10 чел., сапным - 29 чел., дровеннопосад. - 76 чел., колесным - 20 чел., седельным - 4 чел., хомутным (клещи) - 3 чел.

Экипажный промысел широко распространен в губернии, т. к. касается предметов, необходимых в каждой деревне и в каждом хозяйстве, которые при том не могут быть изготавливаемые каждым хозяином.

Наибольшим распространением пользуются промыслы: санный, дровеннопосадочный и колесный, а также и тележный. Остальные 5 промыслов слабо развиты. Выделываются в Олонецком уезде:

1) кабриолеты – Рыпушкальская, Видлицкая волости;

2) тарантасы - Рыпушкальская волость;

3) телеги, дроги, кибитки, оси, тележные кузова - Рыпушкальская волость;

4) оси тележные - Рыпушкальская волость;

5) кайса - Видлицкая, Рыпушкальская волости;

6) сани - Видлицкая, Коткозерская, Важинская, Неккульская, Рыпушкальская волости;

7) дровни - Важинская, Мятусовская, Неккульская. Туломозерская, Ведлозерская. Видлицкая, Коткозерская, Рыпушкальская волости;

8) клещи хомутные - Коткозерская и Видлицкая волости;

9) седла - Коткозерская волость.

Во многих случаях отдельные части смешаны и существуют в одних руках. Один и тот же мастер делает и тележные ящики, и тарантасы, и кабриолеты и даже дровни.

Некоторые отрасли экипажного промысла внушают серьезное опасение за свою будущность. Кабриолетный по Олонецкому уезду остался только в селениях Улваны и Саргопорог (Рыпушкальская волость), между тем как ранее он существовал и в других селениях (Каменный ручей и Федоров-Наволок). Падать эта отрасль начала несколько лет назад и теперь ею занята 1/8 часть крестьян Улванского общества. Впрочем заработки и теперь хорошие. Есть мастера зарабатывающие только на кабриолетах по 130-150 рублей единолично, имея при том и другие промысловые занятия.

Тарантасный промысел находится в подобном же положении. Оба эти промысла - тарантасный и кабриолетный, отличаются от прочих частей экипажного промысла тем, что удовлетворяют хотя и повсеместной, но далеко не всеобщей местной потребности. Пользуются тарантасами и кабриолетами на рессорах и без рессор, люди богатые и зажиточные и должностные лица, которых в деревнях небольшое меньшинство. Рядовому крестьянскому двору такой выездной экипаж не под силу. Поэтому развитие этого промысла тесно связано с поднятием уровня материального благосостояния большинства деревенского населения. Кабриолет - это двуколка, экипаж приспособленный к существующим дорожным условиям. Тарантас - экипаж четырехколесный малопригодный для глухих деревенских углов. Он хорош для езды по трактовым и устроенным дорогам, но таких дорог в губернии мало. Чтобы расширить местную потребность в тарантасах, необходимо прежде устроить больше хороших дорог, наконец, в деле развития данных промыслов играет роль и близость, и доступность необходимого материала, главным образом березы. Береза есть везде: но не везде она близко к деревне, а отдаленность материала сама по себе служит тормозом для развития промысла. Но главное - промысел мог бы развиваться и теперь, если бы был организован сбыт изделий за пределы губернии. Тарантасы везде нужны. Надо только хорошо их сделать и устроить удобно способы сбыта. Для местного потребления тарантасы являются удовлетворительными, но для вывоза, может быть необходимо улучшить производство.

Тележное, кибиточное, осевое и т. п. мастерство также не прогрессирует, хотя и поставлены в Олонецком уезде хорошо. Мастера, в большинстве, сами же оковывают сработанные экипажи железом, хотя оковка вообще далеко не всегда делается.

При самом усердном занятии, мастеру за месяц удается сделать два экипажа (тарантаса, кабриолета). На устройство телеги обыкновенной и простого кабриолета (тачки) требуется неделя работы.

Заготовленные экипажи помимо продажи на месте сбываются на городских базарах - в Олонце, Лодейном Поле, Петрозаводске и др. местах. Но там, где возможна езда в экипажах, почти все сельское население довольствуется собственными изделиями, разнообразие коих находится в непосредственной зависимости от местных условий и во всяком случае лучшая конструкция и отделка существует лишь в более оживленных местах передвижения (лучшие фасоны экипажей встречаются преимущественно около Вытегры, Олонца, Каргополя; в Олонецком уезде ввели и финны, первоначально обучавшие русских мастеров экипажному ремеслу) - преимущественно на почтовых трактах, глухие же и отдаленные уголки обходятся орудиями передвижения самого примитивного устройства и маленькой стоимости, причем в иных местах колесный способ передвижения по местным условиям практически невозможен. Сообщение происходит верхом, на лодке, волоком. А такой инструмент как «волок» или смычки (2 оглобли с перетяжкой в нижней части для небольшой клади, в которые впрягается лошадь) может сделать сам каждый хозяин.

Для экипажного производства, не имеется особых специальных мастерских. Работают в домах, где отводится для этого комната в нижнем этаже или пристройке, или прямо работают в той же комнате, в которой живут. Оборудование мастерской следующее.

 

 

О размерах и характере производства можно судить по следующим цифрам.

 

(городские сани 9 руб. и дороже)

эти цифры относятся к 7 мастерским в Рыпушкальской волости, Олонецкого уезда (деревни Улваны и др.) работали 7 человек. Употреблялось на выделку кабриолета от 3 до 8 рабочих дней, тарантаса - 12 дней, тележного ящика - 3-7 дней, саней - 3-6. На окраску идет, в том числе 1-1,5 дня. В зависимости от времени употребленного, находится и качество экипажа, т. е. его прочность и отделка, а потому и сама цена. Время, употребляемое на промысел, различно. Вообще работают по зимам, некоторые - весь год, за исключением 3-х летних месяцев, употребляемых на полевые работы. Другие отдают промыслу месяцы, по 2 - весной, зимой и осенью, иные же - 100-120 дней в течение зимы и весны. Меньшие употребляют 3 месяца, большие - 9 месяцев. Рабочий день от 6 до 8 и от 10 до 11 часов.

В Улванском обществе, Олонецкого уезда, кроме простых экипажей выделываются и более ценные, хотя и в очень ограниченном количестве. Вообще же промысел не обладает необходимой устойчивостью и даже не в состоянии выдерживать конкуренцию финских экипажей, привозимых в Олонец барышниками лошадьми. Финские экипажи покупаются предпочтительно перед Улванскими, как более красивые.

Колесное мастерство в Олонецком уезде, Рыпушкальской волости началось более 100 лет назад.

Колесные мастерские помещаются, как и экипажные, в жилых помещениях. Оборудование их следующее: 3 станка - токарный, долбильный и для закрепления колесных спиц. Затем инструменты: 1 топор, 2 долото, 2 винтореза, 4 сверла, 2 рубанка, 3 напильника. Стоимость всего набора 20-25 рублей. С этим набором круглый год (исключая 4 летних месяца), работая по 10 часов в сутки и затрачивая на 1 скат колес от 5 до 7 дней, сделано 16 мастерами в деревне Нурмойле, Рыпушкальской волости, Олонецкого уезда:

А) От себя 140 скатов колес, проданных в Олонец по 4-5 рублей за каждый, всего на сумму - 628 рублей;

Б) На заказ 110 скатов колес, по 3-6 рублей за каждый, всего на 555 рублей;

В) Кроме того получено за починку колес - 130 рублей;

Итого: 1313 рублей.

Санный промысел, принадлежит к числу самых распространенных. Наибольшего развития промысел достиг в уездах Петрозаводском, Олонецком и Пудожском.

Санный материал - береза для полозьев и ель для копытьев с поперечинами. Заготавливается он зимою, в надельнокрестьянском лесу, и по привозу в деревню, немного пообчищенный топором, помещается в баню или же в «черные» избы для распарки. После этого лес обделывают топором и скобелью начисто и употребляют в дело. Полозья делают так. Приготовленную березу ущемляют между двумя бревнами («клещами») и осторожно загибают конец воротом. При достаточном искривлении полоз помещают в распарку или связывают веревкой, держа в согнутом состоянии вплоть до засушки. Под-готовленные таким образом полозья, подчищают рубанком. Пробивают долотом в головяшках перекладинах пазы, вставляют копытья и вяжут расколотою тонкою осиною или березою («вицей»).

Обыкновенные, простые сани (розвальни) требуют 3 дня работы, а хорошие неделю. Леса на сани идет на 1 рубль и мастер за зиму выделывает по 30 саней (простых), употребляя на каждые по 2 дня (не считая времени на приготовление материала) и продавая сани от 2,5-3 рублей за штуку без оковки. Оковку не редко делают сами же санники. Сбыт саней из Олонецкого уезда преимущественно в Финляндию (в виду этого, например, в Олонецком уезде, и принято подражать заимствованным у финнов фасонам).

Лучшие сани выпускаются из Улванских мастерских, с подушками и пружинными сиденьями, они ценятся в 45 рублей. Цифры стоимости саней - розвальней: от 2 до 5 рублей. Дровни от 90 коп. до 1 рубля (в Олонецком уезде).

Мастерские для выделки дровней, помещаются в жилых домах. Оборудование мастерской: топор, скобель, рубанок, фуганок, долото, пила. Стоимость всего от 2 до 3,5 рублей. На изготовление дровней уходит 1 рабочий день. Работают осенью и зимой, в течении 3-5 месяцев, неопределенное число часов в день. За это время мастер успевает сделать 100 штук дровней.  

 

Из книги "Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии". Петрозаводск, 1905 г.