Баня в быту и обрядах тихвинских карел (по материалам полевых исследований 2002 г.)

В августе 2002 г. отделом Северо-Запада и Поволжья Российского Этнографического музея была проведена экспедиция в Бокситогорский район Ленинградской области в деревнях тихвинских карел. Экспедиционная работа в этнолокальной группе тихвинских карел велась РЭМ с 1989 по 1994 годы, имеются публикации, в том числе полевых материалов, и видеофильм.

Целью поездки этого года стала фиксация современного состояния старообрядческой культуры данной группы. В рамках экспедиции в соответствии с темой диплома автором были произведены обмеры, фото- и видеофиксация современного состояния банных построек. Информация, полученная изустно, характеризует роль бани в традиционной культуре тихвинских карел (конец XIX - начало ХХ вв.).

В обследованных деревнях преобладает уличная планировка, но сохраняются также следы беспорядочной застройки. Бани располагаются «на задах» (туда же выносили раньше риги с гумнами (riihit), амбары (peldoaittat), кузницы (paja)), как правило, в ряд, или двумя группами (в разных концах деревни), также могут стоять у дороги. При наличии водоема бани ставятся непосредственно вдоль берега. Четко прослеживается современная тенденция переноса бань ближе к жилым постройкам. Однако само появление бань у тихвинских карел, по свидетельствам некоторых информаторов, относится к началу - первой трети XX в. До этого бытовал обычай мыться в печах, о котором рассказывают некоторые пожилые информаторы со слов своих родителей.

Подавляющее большинство обследованных бань топится «по-черному», им отдают предпочтение до сих пор, подчеркивая их неоспоримые достоинства (пар сухой, не угарная, температура выше чем в «белой»).

Бани (kulut) строятся из сосны (ped`aja), ели (n`are) (хотя она и трескается), осины (huaba) (крепкая, хорошо пахнет). Средние общие размеры 3x5 метров, включая предбанник sinco от 1 до 1,5 метров, высота сруба 10-12 венцов. Заготовка леса на строительство производилась осенью (октябрь-ноябрь). Лес на постройку бани шел не первый (т.е. какой остается), стволы выбирают как прямые, так и крученые (свилеватые/косослойные). Предпочтительно брать лес на краю болота (древесина имеет больше влаги, крепче). Дрова для бани предпочитали березовые (самые жаркие), ольховые, сосновые. Информаторы подчеркивают, что для белой бани выбор дров не имеет значения. Однако, отмечают как непригодные еловые (трескучие) дрова (нередко становятся причиной пожаров) и осиновые дрова (хотя информанты сообщают о полезных свойствах осины: кровь гоняет (ее заваривают и пьют как чай от закупорки вен).

Традиционный способ рубки бани (как и дома) в угол. Самое распространенное в прошлом покрытие крыши - сосновая дранка (быстро делать и не так много надо) или щепа (лучинка). Крытые дранкой крыши встречаются и сегодня; как элемент архаики следует отметить крыши «на курицах». Предбанник (сегодня можно встретить бани с двумя предбанниками) делается из бревен и досок (раньше - из теса), потолка в нем обычно нет. В бане на пол и потолок используют сосновые доски. Каменка (tuwgua/kiwgua) кладется из природного камня, который берут на печище (kiviruopas), причем белый, известковый камень не пригоден, т.к. дает угар, нагреваясь. Расположение каменки как элемента, организующего интерьер, различно. Наиболее распространенным является постановка каменки у входа, но встречаются варианты ее расположения в дальнем от входа углу. Сравнительно малое количество материала не позволяет делать обоснованные выводы, этот аспект требует дальнейшей проработки.

Раньше бани строили, как правило, для нескольких семей (свойственников). Информаторы подчеркивают, что раньше бани были большего размера. Были также плотники, которые рубили бани для других, на заказ. Каменку, при отсутствии мужчин, могли складывать и женщины. Банная утварь: кадки (puinet), шайки (saikatt) была деревянной, бондарного производства (бондари были не в каждой деревне), изготавливалась из еловых клепок. Из ели также делали ковши (kaahat), которыми черпали воду, потолок и лавки. Лавок в бане могло не быть. Многие информаторы вспоминают; что мылись обычно сидя на полу, причем не зависимо от наличия или отсутствия лавок. Воду в бане нагревали при помощи специальных камней, которые опускали в кадки коваными клещами. В некоторых банях клещи сохраняются до сих пор, хотя и не используются по прямому назначению, а применяются вместо, например, кочерги. Сама традиция нагрева воды камнями бытовала, по некоторым свидетельствам, вплоть до 60-х годов XX века. Также на памяти информаторов - мылись собственноручно сваренной щелочью.

В самой старой из деревень зафиксировано относительно недавнее бытование общих бань, куда ходили вместе мужчины и женщины с детьми. В других деревнях в баню ходили по-очереди, причем очередность могла быть различной. Детей до 6-8 лет мыли женщины или старики (например, дед с бабкой).

Как у многих других народов, баня служила не только местом для мытья. Архивные материалы РЭМ хранят информацию о приготовлении бани для невесты накануне свадьбы, однако, сегодня об этом информаторы не помнят. Повсеместно до недавнего времени бытовала баня для роженицы и новорожденного (три раза). В баню с ними отправлялась свекровь, или бабушка («знающая»), которая парила роженицу и младенца (с соблюдением соответствующих предосторожностей рационального характера), также прибегала к магическому обереганию (например, давала роженице с собой сковородник, могла положить в карман ножницы).

Сегодняшние информаторы никак не объясняют эти действия. Свекровь / бабушка правила голову ребенку, делала крестик (т.е. соединяла крест-накрест левую руку с правой ногой и наоборот), закусывала грыжу младенцу, делала чтоб не ревел. Какие при этом произносились слова, информаторы не помнят, часто не слышали.

Связана баня была и с обрядом крещения. Так, пожилая староверка крестила в бане деревенских детей (в том числе и мирских), о чем рассказывала ее невестка. Имеется видеозапись ее рассказа.

Связь бани с погребально-поминальным комплексом обрядов сегодня почти не прослеживается. Если Сурхаско Ю.Ю. говорит об обычае приносить покойника «проститься» с баней, «баней для покойников», которую затапливали в поминальные дни, и т. д., то слабыми отголосками сегодня можно считать воспоминания о том. что в неурочный час в бане моются покойники, поэтому поздно ходить в баню не рекомендуется.

Таким образом, на всех этапах жизненного цикла, баня в недавнем прошлом играла важную роль. Также в бане могли лечить некоторые детские болезни: (koiran boli) - собачья боль приставши (при лечении присутствовала собака, которую сажали в углу бани). От щетинки ребенка сначала парили, потом прикладывали к пораженному месту лепешку из муки. Лечили в бане не только детей: взрослому при простуде рекомендовалось пропариться, обмазавшись дегтем. При температуре парились, положив в рот кусочек от банного веника (vasta). Также держали во рту березовую палочку, чтобы не угореть, и чтобы голова не болела. Такая палочка оберегала от сглаза роженицу после обрядовой бани (ее нельзя было вынимать изо рта до конца дня). При болях в пояснице и ногах заваривали крапиву, парили ею больные места. Также использовали другие травы: зверобой, мяту, щавель, заячий щавель (кислицу), аверьяну (валериану). Комментарии информаторов сводятся большой частью к тому, что мягко, душисто. Иногда ссылаются на современные печатные издания. В бане также можно было лечить змеиные укусы: пораженное место надо было вымыть водой, которой женщина смывала менструальную кровь.

Также есть скудная информация об использовании бани в хозяйственных работах: в бане могли сушить лен, и изредка стирать. Вообще стирать в бане в большинстве случаев было нельзя, т. к. грех. Также грехом считалось, по некоторым сведениям, много мылом мыться: …скоблит, скоблит, а мыла не пустит… Женщина могла не распускать в бане волосы (единичная информация, но представляется интересной в связи со старообрядческим мировоззрением).

Связь бани с различными сторонами бытовой и обрядовой жизни не исключала особого, настороженного к ней отношения. Так, например, полагалось просить разрешения у банных хозяев чтобы истопить баню и помыться, благодарить их, уходя из бани, оставлять для них мыло и веник и т.п. Сегодня тексты произносят по-русски, иногда добавляют «Господи помилуй, аминь, аминь...». Особенно неблагоприятным считалось позднее время, когда моется вторая половина (черти и баенник). Также встречаются упоминания о том, что вместе с баенником моются покойники. Рассказывают истории о тех, кто приходил в баню в неурочный час и видел/слышал как черти чудят (слышен шум, разговоры, как будто кто-то моется, а наутро вода остается нетронутой и т.п. Раньше староверки снимали крест перед баней, после же полагалось ополоснуть руки из рукомойника, прежде чем снова надеть его. Сегодня крест уже не снимают: ведь идешь благословясь. При этом остаются такие характерные высказывания, хранящие следы особого отношения к бане, как, например: «... стирать в бане ничего нельзя, помойся и иди домой скорее...»,

«в бане даже пьяными не оставались...». С другой стороны, никаких свидетельств о нечистоте (запретах выноса) банной утвари не зафиксировано, напротив, использованный банный веник повсеместно уносили в дом, им смыкали полы.

Таким образом, бани, появившиеся у тихвинских карел в начале-первой трети XX в. сохранили большое количество архаичных элементов в конструкции и интерьере с одной стороны. Однако обрядовая сторона представлена довольно скудно (что, возможно, имеет смысл связывать со старообрядческим влиянием). Также можно предполагать, что такая ситуация объясняется непродолжительным бытованием бани вообще. Косвенным подтверждением недавнего появления бань можно считать традицию мытья на полу; а также относительно разнообразные типы планировки и поведенческие нормы. Тип планировки с постановкой печи в дальнем от входа углу до X в. преобладал в лесной зоне у северной группы восточнославянских племен, а также соотносится исследователями с древней планировкой традиционного жилища «финских народностей» эпохи раннего феодализма. Зафиксированная «нетрадиционная» планировка бань требует соотнесения с планировкой жилища, что, в свою очередь, представляется затруднительным в связи с тем, что сегодня большинство печей переложены, а восстановление первоначального расположения требует более специальных знаний и технического обеспечения, а, следовательно, привлечения специалистов.

 

Юрчак О.