Под знаком открытия

{ "like": { "can": "1", "n": "0", "name": "blog", "id": "536" } }

Ни сонных лиц, ни скучных глаз

Да-да, такового не наблюдалось ни на одном из трех конкурсных уроков.

Учитель начальных классов и карельского языка школы №1 г. Олонца Инна Ивановна Митрошкина давала урок по теме «Terveh, Pyhalasku!» в 4 классе школы №1. Можно сказать, что и урок получился праздничным не только по теме, но и по самой атмосфере: как будто играя, педагог переходила от одного понятия к другому вместе с учениками — и каждый был вовлечен в процесс узнавания и усвоения новых понятий о Масленице.  Не случайно так дружно дети выставили конкурсантке свои оценки за работу, подняв по окончании урока карточки с улыбками.

Учитель информатики школы №2 Александр Николаевич Ульянов тоже работал с четвероклассниками, но  уже в школе №2.  Тему «Графическое представление информации. Графы» его ученики усваивали в игровой форме.  И очень успешно. Чуть позже, знакомя  со своей педагогической концепцией, педагог  скажет, что

подготовка занятия в этой форме (игры, групповой деятельности) требует  много времени, но если есть результат, то работа стоит этого. Точно стоит. Его урок — наглядный пример.

На уроке литературы, который проводила учитель школы №1 Наталья Владимировна Тергуева в 7-а классе  по рассказу Бориса Васильева «Великолепная шестерка», речь шла о вечных ценностях, прежде всего  — о милосердии и доброте.  Ученики вместе с педагогом размышляли о  добре и зле, черствости и равнодушии, подлинных и мнимых достоинствах личности, думали о том, кто же из героев рассказа имеет полное право на звание настоящего человека.  Думается, этот литературный час стал подлинным уроком нравственности, который не оставил ребят равнодушными.

 

«Ах! Эти кошки!»

Именно такой была тема классного часа, который провела в 5-а классе педагог Ильинской школы Елена Николаевна Леонтьева. На «кошачий час» педагог сама явилась в образе грациозной кошечки. И понеслось! Разделившись на три команды, ребята с  большим интересом  и азартом выполняли задания (одно интереснее другого), порой вставляя комментарии и дополняя ответы собственным опытом общения с этими существами.  Строгое жюри награждало  за правильные ответы «рыбками», и надо было видеть радость детей при их получении. Чем стал этот классный час? Получением новых знаний? Без сомнения. Игрой? Да! Добрым общением старшего друга с младшими? Конечно! Словом, если эмоционально, то можно просто сказать: «Ах!».

 

«Ты — Цицерон!»

Конкурсные испытания не закончились для учителей уроками.  Во второй половине дня  им еще нужно было представить эссе «Мое педагогическое кредо» и  выстоять в конкурсе красноречия «Учитель, ты — Цицерон». Если эссе готовилось заранее, то на подготовку   по подготовку второго задания отводилось всего 10 минут, при этом выступить надо было на заданную тему  — предлагались крылатые выражения. (Как, например, такое: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» Руссо). К чести наших конкурсантов, с заданиями они справились прекрасно,  зал поддержал их заслуженными аплодисментами.

 

Школа начинается с… детского сада

Семь участниц доказали, что работа с малышами так же ответственна, трудна, требует не меньше знаний, навыков и терпения, чем в школе. Причем, невзирая на опыт: будь ты уже пенсионного возраста или только начинающий воспитатель. И, надо сказать, что всем конкурсанткам это удалось. Олеся Михайловна Гоппоева из Видлицы, Елена Дмитриевна Германова («Росинка»), Ольга Николаевна Шаханова («Колосок», Олонец), Тамара Алексеевна Лопухина («Гномик», Олонец), Валентина Петровна Тетченко («Солнышко», Олонец), Елена Васильевна Миронова и Ирина Юрьевна Палатина из Ильинского не только провели занятия в незнакомых группах, но и проанализировали свои занятия с точки зрения современной дошкольной педагогики.

Конечно, 3 – 5 летние малыши еще не знают, что такое «толерантность», «эмпатия» (сопереживание) или «конгруэнтность» (согласованность передаваемой информации), зато их воспитатели, планируя занятие, должны все учитывать. Жюри оценивало результативность взаимодействия воспитателя с детьми, оригинальность используемых методов и приемов, организаторские способности и так далее. Казалось, что даже свое поведение воспитатель подстраивал под возраст детей. Олеся Гоппоева, например, сразу расположила к себе 3-летних крох улыбкой, добрым взглядом и голосом. А Елена Миронова, используя сказку, была достаточно серьезна с ребятишками старшей группы – они ведь уже большие! К слову, игровые моменты использовали все участницы, ведь познание нового в дошкольном возрасте идет именно через игру – об этом они говорили на этапе самоанализа занятия.

Кроме того, на суд жюри было представлено эссе на тему «Я – воспитатель детского сада будущего!». Серьезную тему абсолютно все преподнесли в творческой форме: одни в виде инсценировки, другие – с помощью презентации. Каким бы ни был сам детский сад в будущем (с бассейном, кабинетом массажа, компьютерами и прочими «наворотами»), неизменным останется одно: воспитатель должен быть второй мамой для ребенка, любящим детей, добрым и творческим человеком.

Прочные паруса

Конкурсные задания логопед Видлицкой школы Галина Валентиновна Лаптева выполняла в ИМЦ. Творческий настрой дала сразу, рассказав о своей педагогической практике… в стихах.

 Но главное было впереди — педагог проводила мастер-класс по теме «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях». Оригинального и правда было много — творческий подход чувствовался во всем (  применены различные приемы —логопедическая зарядка, дыхательная, гимнастика мозга, речевая, зрительная, релаксирующие упражнения и т.д. ). Педагог вела мастер-класс  профессионально: с полным знанием дела, уверенно,  доброжелательно, артистично. Не мудрено, что она заслужила высокую оценку жюри.

В стенгазете (еще одно условие конкурса) она сравнила свою жизнь с кораблем,  у которого  есть два паруса — семья и работа. Они и дают импульс к творчеству.

Конкурс есть конкурс

Выступая от имени жюри при подведении итогов,  начальник роо Елена Ивановна Бруссуева сказала, что перед ними стояла сложная задача — «все участники были равны». Выявить победителей помогли эксперты, которые участвовали в оценивании уроков.

 Учителем года названа Инна Ивановна Митрошкина, воспитателем года — Елена Дмитриевна Германова (детский сад «Росинка»). Все конкурсанты награждены грамотами администрации района, всем вручены цветы.

 Поздравляя участников конкурса, глава администрации района Сергей Константинович Прокопьев пожелал всем дальнейших успехов, отметил, что он тоже окунался в атмосферу праздника, «словно сегодня 5 октября». 

От имени райкома профсоюза выступил его председатель Андрей Федорович Кошкин, вручивший цветы и премии участникам конкурса — членам профсоюза. Было немало выступлений также  от  руководителей садиков и школ, в которых — гордость за своих коллег и благодарность им за преданность профессии.

Маргарита Чеботарева,

Наталья Юдина

(«Олония», 2014, №11)

Оставить комментарий