Народное образование (60-80-е годы)

 

Славная и трагическая история нашей страны - СССР. И я свято храню и берегу ее историю, потому что это моя Родина, моя Россия, моя Карелия.

Богата и интересна жизнь наших школ славными традициями и учителями - настоящими мастерами педагогического труда.

Я как инспектор РОНО (60-е годы) и как учитель (50-е, 70-80-е гг.) хорошо знаю историю народного образования за эти годы. Была председателем выставки «Народное образование за 50 лет» (весь материал был сдан в методический кабинет и в РОНО).

В 60-е годы в районе было 70 школ и 3 детских дома (сейчас, в 1999 - 18 школ).

Детские дома:

- Юргильский дошкольный детский дом (директор - Андропова А. В.);

- Олонецкий детский дом (директор - Мелентьева Е. В., затем Алешина М. А.);

- Салминский детский дом (директор - Филатов В. Я.).

Из 70-ти школ было:

- средних - 6;

- восьмилетних - 25;

- начальных - 39.

Средние школы:

- Олонецкая (директора: в 50-е - Александров А. А.; в 60-е - Каплиева Б. И., далее -

Кононова А. Н. и Котсолайнен Т. Я);

- Коткозерская (директора: Соловьев Ю. Д., Галов В. П., Пранкагьев М. В., Андрейко А. 3.);

- Куйтежская (директора: Тикконен М. М., Крыжановская В. Ф., Железов П. Н., Спиридонов Н. Н., Игнатьева Л. В., Евсеева А. И., Клокол М. М., Кириллов В. Н. ...);

- Ильинская (директора: Кочаков В. А., Кузьмин И. П., Железов П. Н.);

- Видлицкая (директора: Вяхакангас Т. Т., Яковлев С. М., Бобков Ю. В.);

- Мийнальская (директор - Басин Ю. И.).

В каждой деревне был детский сад и восьмилетняя или начальная школа. Также было две вечерние школы:

- Олонецкая ШРМ (директора: Капустин Ю. П., Филатова М. И., Кондратьева С. И.);

- Ильинская ШРМ (директора: Матвеева Н. М., Клокол М. М.).

При РОНО был заочный консультационный пункт (желающие учились самостоятельно и сдавали экзамены при вечерних школах).

Работала спортивная школа (вначале не было хорошего спортивного здания, временно помещалась в здании ПМК-369 - спортзал). Работали директорами и тренерами хорошие учителя: Вдовинов П. П., Яковлев И. (отличный спортсмен, судьба его трагична), Титов А. М., Фомин А. В., Богданов И. С., Зорин Е. И., Лугниева Е. И., Звездин С. Е.

Большая заслуга спортивной школы (и школ) в том, что учащиеся - спортсмены занимали призовые места на всесоюзных соревнованиях по велосипедным гонкам.

Во всех школах было около 10 тыс. учащихся.

В конце 60-х годов Салминский сельский совет присоединили к Питкярантскому району, и вследствие этого от нашего района отделилось 12 школ. В первой половине 60-х годов несколько восьмилетних школ было преобразовано в начальные школы (Яковлевская, Вагвозерская, Сармяжская, Сяндебская, ...).

При всех средних школах, при некоторых восьмилетних (Мегрегская в/шк, Нурмольская в/шк) и при одной начальной (Тенгусельгской) были интернаты. Детей в школы подвозили бесплатно на автобусах.

Всей работой школ руководил РОНО во главе с Вознесенской Т. И. Далее отделом народного образования руководили: Хембетти 3. М., Печонкина А. И., Николаева Р. Н., Никитин А. И., Лукин В. В.

Работал методический кабинет (в здании начальной школы по ул. 30-тия Победы, потом перевели в Олонецкую школу-интернат №10). Заведующим методкабинетом были Сузи М. М., Дудкина М. А., Вознесенская Т. М., Иванова 3. И., Евсина С. А., Гилоева, ...

Работой детских садов руководили: Богомазова Н. М. (методист) и Кондратьева В. М. (инспектор), а также Кудельникова Е. В.

В начале 50-х годов открылся Дом пионеров (находился в здании церкви по ул. Заречная, у реки Олонки). Директора Дома пионеров: Букина 3. И., Кюршунова 3. Н., Порфирьева Г. И.

Со стороны РОНО был сильный контроль за работой школ. В течении учебного года проверялись все школы, итоги подводились на педсовете, в начальных школах - в беседе с учителем.

Строго выполнялся всеобуч (Закон о среднем образовании). Принимались все меры, чтобы ни один ученик не оказался вне школы, чтобы закончил десять классов.

Каждая школа имела шефа (совхоз, предприятие - они оказывали помощь школе во всем: в ремонте, в укреплении материальной базы, в организации внеклассной работы, а школы помогали совхозу в посадке и уборке урожая). Каждую осень все дети были на совхозных полях, 9-ые классы работали по 1-му месяцу.

Все школы (особенно средние) соревновались между собой, соревновались и с бригадами рабочих, комсомольские организации с комсомольскими организациями шефа-предприятия. Подводились итоги, были встречи, совместные собрания и внеклассные мероприятия...

Ежегодно, в августе, проводились учительские конференции, где могли встретиться и отдохнуть учителя всех школ района. После пленарного совещания проводились вечера отдыха. На каждой конференции выступали с приветствием пионеры, которых с любовью дружно встречали все: и учителя, и приглашаемые гости. Конференции для учителей были как праздник. На конференцию приглашались учителя-ветераны.

Школы района накопили богатейший опыт учебной и воспитательной работы. Большое внимание уделялось учебной работе (качеству урока, прочности знаний, воспитательной силе знаний).

Хорошо была поставлена методическая работа в школах (были сильные завучи). Были созданы ШПО (школы передового опыта), проводились открытые уроки (все уроки коммунистов считались открытыми), учебные встречи по предметам, конкурсы, олимпиады, проверки знаний, КВН (по предметам)...

Была интересная внеклассная работа по предметам, особенно по литературе и по русскому языку. Проводились ежегодно литературные праздники; традицией стали праздники, посвященные «Калевале» и карельской литературе.

В результате всего этого наши школы занимали первые (призовые) места на республиканских олимпиадах, особенно по химии (учитель Петрова В. И, ОСШ №1). В борьбе за стопроцентную успеваемость, за строгое выполнение всеобуча (10 кл.) не всегда была оправдана и справедлива оценка нерадивого ученика (его просто «тянули» до 10-го класса, но это были редкие случаи).

В основе воспитательной работы был положен моральный кодекс строителя коммунизма (12 принципов). Кстати, моральный кодекс очень близок к заповедям Христа. Вся комсомольская и пионерская работа была направлена на претворение в жизнь этих высоких нравственных качеств.

Любовь к Родине, к Отечеству, быть Человеком в высоком и благородном значении этого слова, занимать активную жизненную позицию - все это было основным в воспитательной работе.

Большую роль в воспитании детей играли комсомольская и пионерская организации. Комсомол и пионерия сыграли громадную роль в воспитании у детей моральной чистоты, идейного богатства и физического совершенства, вносили романтику в жизнь детей, в детство и в юность.

Использовались разнообразные методы и формы.

Комсомольская организация: Ленинские зачеты., соревнования комсомольских групп и организаций, встречи, политбои, конкурсы, походы по местам боевой славы, КВН, экскурсии в города нашей страны, политзанятия, вечера и праздники на различную тематику... Ежегодно проводились школьные и районные туристические слеты (в районе 3-х озер, около Тенгусельги), и победители ездили на республиканские слеты и часто занимали призовые места. Там же проходили и пионерские слеты.

Пионерская организация. Пионерия в 1981-1982 гг. шагала по маршрутам: «В страну знаний», «Пионерстрой», «Тимуровец», «Мир прекрасного», «Звездочка», «Моя Родина - СССР», «Сильные, смелые, ловкие». Пионерский огонек ярко пылал в сердцах детей, внося романтику во все интересные дела пионерии: сборы, «Огоньки», конкурсы, КВН, тимуровские дела, политинформации, пионерские вечера и праздники, походы по местам боевой славы, отдых на Ладоге или среди родной природы, в лесу...

Никто и никогда не забудет пионерские костры на родной карельской земле! Да разве все перечтешь!

На всю жизнь запомнились детям, и комсомольцам и пионерам, как они ходили на демонстрации колонной под барабанную дробь и речевки... Вспомните: звучали пионерские и комсомольские, прекрасные советские песни. Я помню: колонны пионеров и комсомольцев нашей ОСШ №1 шли на площадь от школы, а после митинга по улице Урицкого обратно к школе. Развевались знамена, звучали песни, раздавалась барабанная дробь, в чудные звуки сливались пионерские горны... Я и сейчас вижу пионерскую вожатую Зорину М. Г, которая шла во главе этой славной колонны.

В идейно-политическом военно-патриотическом воспитании уделялось большое внимание любви к Родине, к Карелии, в бережном хранении Отечественной истории, уважению славного прошлого. С этой целью создавались музеи. Самые лучшие музеи были в школе-интернате (Кузьмина Д. В., Мошникова Р. M.), в Видлицкой ср. школе (Политов И. С.), в Туксинской восьмилетней школе (Детчуев Б. Ф.), в Михайловской ср. школе (Трофимов М. М., Новожилова М. Н.), в Олонецкой ср. школе (Букина М. В.), в Коверской восьмилетней школы... Помню: я стояла целый час перед стендом «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны» и перед стендом «Они погибли за Родину». Я жадно всматривалась в лица погибших и перед мной проносилась вся жизнь этих бойцов - карелов, жителей Михайловского.

Да, велика воспитательная сила музеев. В каждой бы школе создать музеи, стенды, посвященные боевой и трудовой славе!

Каждая школа, почти каждый класс боролись за звание Героя ВОВ или за звание воина-земляка. И многим школам и классам были присвоены эти высокие звания. В школах, в классах были стенды, посвященные герою-воину. Дети имели переписку со многими героями нашей страны. Все пионеры и комсомольцы ежегодно ходили по местам боевой славы в нашем районе. Немалую роль сыграли учителя-военруки и кабинеты военного дела в воспитании у старшеклассников уважение к Советской Армии и Флоту; военной закалки у будущих воинов. А учителя физкультуры вкладывали большой труд в воспитании физической выносливости; проводили большую внеклассную работу по спорту и добивались отличных результатов.

Наши школы по гражданской обороне и спорту вложили большой вклад в подготовку юношей - будущих воинов нашей страны.

Любовь к миру, к дружбе - такова основная цель всех учителей иностранного языка в воспитании детей. В школах создавались КИДы (клубы интернациональной дружбы) и стенды... Удивительно интересная работа проводилась в школах по воспитанию мира, любви и дружбы со всеми народами нашей страны и мира. Но лучше всех была организована работа КИДа в Коткозерской средней школе. Учитель Михконен Э. А. Организовала интереснейшую работу: переписка со многими странами мира; подарки из разных стран собраны в комнате - КИД; поездки и встречи...

В основе правового воспитания - святое уважение к Закону, к Конституции СССР. А начиналось с уважения Закона юных пионеров, с правил для учащихся школы, с соблюдения Устава Комсомола, пионерской и комсомольской чести.

Основной формой нравственного воспитания были и медицинские беседы, и беседы о девичьей чести и благородстве юношей, о красоте и чистоте нравственного чувства.

Хорошо было поставлено трудовое воспитание в школах. В школе было самообслуживание. Тимуровская работа, комсомольские воскресники и многие другие трудовые дела. Средние школы создавали производственные участки в несколько секторов по посадке и выращиванию овощей и картофеля. Садили капусту, турнепс, ухаживали летом и убирали осенью... А осенью все дети всех школ были на совхозных полях и убирали урожай и свой, и совхозный. Самые лучшие производственные бригады считались в Олонецкой ср. школе №1 и Коткозерской ср. школе. Вот такая помощь была для Олонецких совхозов! Ездили учащиеся 9-10-х классов на трудовые дела на юг и в другие области.

В 50-60-е гг. создавались фермы кроликов, где дети выращивали зверьков, и это помогало укреплению материальной базы и фонда всеобуча. При каждой школе были пришкольные участки, где выращивались цветы и другие культуры. Подводились итоги на лучший пришкольный участок, а затем проходили школьные и районные праздники урожая. Были хорошие пришкольные участки и в начальных школах и в начальных классах. Мне запомнился такой участок Новинской начальной школы (Сузи М. М.), где росли не только овощи, но и ягодные кусты... И это помощь в питании детей.

Были и другие интересные трудовые дела. В Коверской школе пионеры собрали 42 тонны металлолома, отправили его в Петрозаводск, на ОТЗ с просьбой сделать трактор для Коверского лесопункта. И трактор прибыл! Надпись на тракторе: «От пионеров Коверской школы рабочим Коверского лесопункта». Пионеры торжественно вручили его на митинге в Ковере, где было очень много народу.

В Мантисаарской начальной школе был хороший фруктовый сад.

Успешно выращивали сады и учителя. Учитель Скрипка А. П. Ильинской ср. школы был хорошим садоводом.

Добрую помощь школам оказывала и станция юнатов (Калинина Р. В.), которая была создана позднее, в 70-е годы.

Большое внимание уделялось культуре поведения и учителя, и учащихся. Не только беседы о культуре, но и внешний вид учителя, его работа, его речь, его отношение к детям - все это воспитывало детей. Учителя в основном одевались строго, красиво; школьная форма детей дисциплинировала их, воспитывала красоту внешнего вида. (Отмена школьной формы в школах страны - это ошибка, не надо было этого делать).

Многое зависит от культуры самого учителя. Мне больше всех понравились учитель Няккоева-Брендоева М. Н. и дети Самбатукской начальной школы. Отменное воспитание культуры поведения детей! Помню: кончили урок, и все мальчики встали... и подали пальто девочкам, одели их...

Близко соприкасается с культурой поведения и эстетика поведения, эстетическое воспитание, которое неплохо было организовано во многих школах. Кроме бесед на эстетическую тему, были экскурсии в музеи, в театры в Петрозаводск и в Ленинград.

Много добрых традиций и в работе с родителями и общественностью. Создавались советы содействия семье и школе (на предприятиях) и родительские комитеты в школах.

Выпускались газеты «Семья и школа», которые вывешивались на предприятиях. Работа шла по плану. Был в каждой школе родительский лектории. Учителя выступали с лекциями о воспитании детей и на другие темы перед родителями школы; на фермах, в бригадах совхозов и почти на всех предприятиях города. В школе проводилась некоторая работа (где лучше, где хуже) и с общественными организациями.

Это ВООПИК, общество книголюбов, общество знаний, общество охраны природы, группа народного контроля, общество красного креста и полумесяца (эту работу по охране здоровья детей хорошо проводила фельдшер Олонецкой ср. школы Раиса Григ).

Профсоюз работников просвещения высшей школы и научных учреждений - так назывался наш профсоюз. Руководители: 40-50-е - Юпилайнен С. И., 50-е - Белянина Г. А., 60-е - Митрукова Е. А., Дудкина М. А. Все они работали бесплатно, на общественных началах.. Затем стал Фомин А. В., Няккоева М. И., Свиридова В. К, Кудельникова Е. В., сейчас - Прокин С. В.

В 50-е годы профсоюз организовал учительский хор. Вел хор прекрасный учитель - Мяки С. Я., работали драматический и танцевальный кружки, а также - автодело. Учителя выступали на сцене в бывшем финском Доме культуры. Все годы профсоюз организовывал и организует соревнования школ и районов. Наши школы соревновались со школами Пряжинского района, и мы всегда в августе ездили в гости к пряжинцам на авгусовскую конференцию, а они к нам - олончанам...

Самой лучшей школой нашего района была Олонецкая ср. школа №1. Она считалась базовой школой и на базе этой школы проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия для всех учителей, завучей, директоров, организаторов внеклассной работы всех школ района.

Славилась и Олонецкая школа-интернат. И каждая школа была примечательна чем то «своим» интересным в воспитании детей, в каждой школе были добрые, славные дела и традиции.

Наш район считался лучшим, и это не случайно. В наших школах работал и работает замечательный коллектив учителей. Многие учителя - настоящие мастера педагогического труда.

Щедра учительская среда и талантами. Что ни школа, то и талант! И поэты, и писатели, и певцы, и музыканты, и танцоры, и мастера прикладного искусства в каждой школе. Но самый щедрый талант - это талант учителя.. И мне хочется назвать самую лучшую из всех - это Татаринова М. П. И талант поэтессы и учителя и человека. Славят наши школы и учительские династии: Токарева И. Т. и ее мама Ахо, Лехтинен, Корнышевы, Любимцевы, Гусевы, Яковлевы, Жуковские и др.

Из стен школ вышло много хороших воспитанников, которые стали добрыми людьми, известными врачами, учителями, художниками. Окидывая взором славное прошлое наших школ, я вижу перед собой удивительных людей, прекрасных талантливых учителей. А. А. Александров - директор Олонецкой ср. школы, учитель от бога. И рядом с ним милую М. И. Ланкинен, завуча. Вот передо мной стоит Тихконен М. Н., представительный, культурный педагог (Куйтежская ср. школа), и рядом с ним такой же культурный, умный педагог Успенский П. Вижу перед собой Вознесенскую Т. И. и Великанову К. Н., которые не мыслили себе жизни без детей, без школы...

Да, разве всех назовешь! А я всех помню, всех знаю (с 50-х до 80-х)... И сердце наполняется грустью, что нет рядом многих и многих наших учителей, чья жизнь была отдана детям. И в школах надо сохранить память обо всех, кто, не жалея ни сил, ни здоровья, отдал свою жизнь детям, кто стоял у истоков становления подъема, расцвета народного образование в районе при Советской власти.

И лучшие традиции надо сохранить, и историю Отечества надо хранить и оберегать.

 

Белянина Г. А.